Физические упражнения полезны для детей в любом возрасте, а спортивные праздники в детском саду являются одним из излюбленных развлечением дошколят. В любом ДОУ в плановой программе есть занятия физкультурой, которые проводятся на регулярной основе в спортивном зале. Они направлены на поддержание здоровья, а также полноценное развитие и проходят по утвержденной методистами схеме. Однако помимо урочных (обязательных) занятий в детских садах часто организуют дополнительные соревнования, эстафеты, спартакиады и т.д. Помимо поддержания физической формы воспитанников, главная цель этих мероприятий – воспитание командного духа, развитие логических способностей, ловкости и выносливости. При этом формат спортивных праздников не регламентирован и может проходить в игровой форме, которая вызывает массу положительных эмоций и максимальную заинтересованность у детей.
Содержание
- 1 Для чего проводить спортивные праздники в детском саду
- 2 Цели проведения спортивных праздников для дошкольников
- 3 Задачи развлекательного физкультурного праздника в детском саду
- 4 Виды спортивных праздников в детском саду
- 5 Подготовка и проведение спортивного праздника в детском саду по всем правилам
- 6 Чего нельзя делать во время организации спортивных праздников в детском саду
- 7 Способы проведения спортивного детского праздника в ДОУ
- 8 Способы оценки достижений команд-участниц
- 9 Поощрения и награждение участников
Для чего проводить спортивные праздники в детском саду
В штатном расписании МДОУ досуговые спортивные игры часто неотделимы от стандартных физических занятий. Но ряд педагогов настаивает на их выделении в особую категорию, указывая на существенные различия в их реализации. Отличительной чертой спортивных праздников является привлечение к участию не только педагогов, отвечающих за физподготовку малышей, но также воспитателей, родителей и профессиональных аниматоров. Основная задача – это организация активного и увлекательного мероприятия, в ходе которого ребята должны будут выполнять различные задания, соответствующие их возрастным возможностям. При этом у спортивного праздника, в отличие от урока физкультуры, может присутствовать сюжетная линия, превращающая обычные занятия спортом в занимательный квест. А по итогам соревнований каждый участник получает небольшие призы и награды.
Цели проведения спортивных праздников для дошкольников
Конечно, проведение спортивных праздников в детском саду не является спонтанным событием. Как правило, досуговые развлечения приурочивают к определенным календарным датам: День семьи, 9 мая, 23 февраля, День защиты детей и т.д. При этом при всей видимости развлекательного формата, у данного события сохраняются главные цели, соответствующие государственным образовательным стандартам:
- формирование интереса к спорту у детей дошкольного возраста. Ребенок с удовольствием будет выполнять спортивные задания, принимая участие в красочной постановке с переодетыми воспитателями или аниматорами;
- закрепление полученных навыков. Развлекательная программа строится на основе уже пройденных уроков и служит для оттачивания полученных ребенком навыков. Если малыши учились перестраиваться в колонны и шеренги, во время проведения праздничных мероприятий в составе заданий должна быть игра на перестановку. Тем, кто уже освоил отбивание мяча от пола, предстоит спасти мяч, отбивая его внутри обруча, так чтобы он не вылетел за пределы импровизированного «домика». Главное, чтобы все задачи на празднике были знакомы малышам и соответствовали усвоенным ранее навыкам;
- развитие физических способностей. Занятия спортом способствуют развитию ловкости, быстроты движений, координации, ориентации в пространстве. Праздничные задания также должны отвечать поставленным задачам. Например, для детей из подготовительной группы во время зимних «веселых стартов», которые проводятся в спортзале можно использовать игру в «медведя и пчел». Пока воспитатели или аниматоры (пчелы) улетают за нектаром, ребенок (медведь) должен успеть подняться на шведскую лестницу, забрать мед, вернуться к команде и передать эстафету;
- формирование понятия взаимопомощи. Включая в состав развлекательной программы театрализованные представления с участием каждого ребенка или проведения соревнований, удается привить воспитанникам такие важнейшие качества, как отзывчивость, готовность прийти на помощь. А также формируется умение командной игры для достижения общей цели;
- развитие у детей личностных качеств. Добиться успеха в эстафетах, соревнованиях или выполняя задания аниматора, можно только при условии проявления таких качеств, как целеустремленность, терпение, ответственность, организованность и др.
В воспитательном плане развлекательные спортивные игры позволяют педагогам оценить умения детей в отдельности, скорректировать процесс, подбирая посильные задания для каждого ребенка. Для этого команда разбивается на группы, каждая из которых будет отвечать за прохождение определенных препятствий. Кроме того, развлекательный формат спортивного праздника дает возможность ребенку проявить себя, порадоваться своему успеху и успеху товарищей.
Задачи развлекательного физкультурного праздника в детском саду
Цели подобных мероприятий остаются неизменными, при этом задачи будут меняться в зависимости от физической подготовки и возможностей детей, посещающих разные возрастные группы. Задачи проведения спортивных праздников в детском саду по группам.
Младшая (от 2,5 до 3 лет)
Малыши в возрасте 3 лет только начинают привыкать к коллективному выполнению заданий и новым условиям. Поэтому основная задача педагога – помочь каждому ребенку проявить активность. Лучше всего в этом помогают игры с аниматорами в костюмах любимых детских персонажей. Малыши будут с большим удовольствием помогать сказочному персонажу, а заодно выполнять все поставленные задачи. Впрочем, в данной группе предполагается минимальный уровень сложности. Подойдут задания для отработки навыков бега, моторики рук и т.д.
Вторая младшая (3,5-4 года)
Ребенок 4 лет уже готов к выполнению более сложных элементов, поэтому в программу вводятся задания на ловкость, координацию и быстроту. В качестве примера коллективных игр во время физкультурных праздников можно привести знакомые всем «догонялки», «салки», «заморозки» и т.д. Одновременно продолжают формироваться качественные аспекты личности, такие как терпение, ответственность, дисциплина. Даже незатейливая игра в «прятки» научит ребенка соблюдать установленные правила, проявляя все перечисленные выше качества.
Средняя (4,5 – 5 лет)
Основными задачами при проведении спортивного праздника для детей 5 лет являются:
- закрепление навыка возвращаться в исходную позицию;
- удерживать равновесие в статическом положении (замереть на месте, сохраняя неподвижность) и в движении (пройти по брусу, начерченной линии и др.);
- повторение навыков построения (колонна, шеренга);
- развитие пластики, организованных движений и выразительности.
Наиболее популярными способами реализации данных задач являются интерактивные программы с аниматорами или воспитателями, среди которых: «На ковре котята спят», «Волк и зайчата». Во время игры ребенок должен повторять движения за аниматором, изображая характерные повадки выбранного персонажа.
Старшая (от 5,5 до 6 лет)
В этом возрасте к классическим физическим упражнениям добавляется познавательная часть. Благодаря интерактивному формату, дети в игровой форме учатся не только отрабатывать полученные механические навыки, но и расширять свои познания о родной стране, ее традициях. При написании сценария используют народные игры («Городки», «Салки»). Перед началом активной части, ребятам рассказывают об истоках предстоящей игры, сообщают интересные факты. Физическое развитие на данном этапе пополняется новыми навыками, которые также необходимо отработать во время проведения праздника:
- координация движений;
- скорость;
- равновесие.
При оценке результатов важно учесть не только быстроту выполнения заданий, но и качество проделанной работы. В этом возрасте ребенок уже должен уметь проявлять усидчивость и ответственность. Так, за участие в эстафете с перемещением предметов, первенство отдается команде, которая смогла пройти испытания быстрее и с минимальными потерями реквизита.
Важно, чтобы организация спортивных праздников в детском саду проводилась на регулярной основе, независимо от сезона. В зимний период ребят знакомят с играми на снегу: катание на санках, снежки, лыжные пробежки и т.д. В теплое время года поощряются активности на свежем воздухе, во время которых дети узнают о вариантах летних игр: баскетбол, волейбол, футбол, игра в «выбивного» и др.
Подготовительная (6,5-7 лет)
В этой группе детей готовят к взрослой жизни. За время пребывания в детском саду ребенок уже получит большой багаж знаний и навыков и готов выполнять более сложные задачи, требующие аналитического мышления и самоконтроля. При организации праздников спортивного формата рекомендовано включать в сценарий:
- информацию о необходимости вести здоровый образ жизни. В игровом формате на примере героя сказки детям показывают последствия вредных привычек и пользу при от соблюдения распорядка дня, занятий физкультурой и т.д. Праздник проходит в интерактивном формате, что способствует лучшему усвоению полученных знаний;
- игры на развитие навыков управления скоростью движений (ускорение, замедление);
- формирования и закрепление навыков управления приложения силы. Чтобы попасть в цель, ребенок учится кидать мяч осознанно, регулируя силу броска.
Также в приоритете остается развитие выразительности, которая достигается участием детей в спектаклях наряду со взрослыми. Необходимо поощрять творческое мышление, привлекая ребят к разработке сценария развлечений. Ребенок может предложить новые игры, которые будут включены в сюжетную основу спектакля.
Виды спортивных праздников в детском саду
В зависимости от содержания и характера проведения, все досуговые физкультурные праздники в ДОУ разделяют на несколько разновидностей. При этом в основе каждого подвида, прежде всего, лежит спортивная составляющая.
Игровые сценарии
Чаще всего спортивные мероприятия развлекательного формата проходят в детском саду с участием профессиональных аниматоров. Их основная цель – развлечь детей, поднять настроение и доставить массу положительных эмоций. Как правило, компания, предоставляющая услуги аниматоров, уже имеет проверенные сценарии, соответствующие возрастным особенностям и способностям детей разных групп. Наличие яркого реквизита, зажигательной музыки и различных аттракционов делают занятия интересными и запоминающимися. При этом подвижные игры для малышей в актовом зале или на свежем воздухе включают максимум интерактива и позволяют закрепить уже полученные ребенком физкультурные навыки.
В летний период спортивные праздники развлекательного формата часто проводят с участием родителей: «Папа, мама, я – спортивная семья», «День физкультурника», «Сезон активных игр» и т.д.
Эстафеты и соревнования
Этот формат досуга позволяет решить сразу несколько задач:
- развить у ребенка коммуникативные навыки;
- сформировать представления о здоровой конкуренции;
- способствовать формированию представлений о командной работе и взаимопомощи;
- повысить интерес детей и взрослых к спорту и физическим упражнениям.
Проводятся соревнования начиная с пятилетнего возраста. При этом способ организации мероприятия может существенно различаться:
- эстафета внутри одной группы;
- соревнования между группами одной возрастной категории;
- «Веселые старты» с привлечением родителей и/или воспитателей.
Оформление и сам процесс могут включать развлекательный формат: ведущий аниматор в костюме раздает задания и помогает детям с реквизитом. Или проходить в классической обстановке.
Праздники с сюжетной линией
Досуговые мероприятия такого характера объединяют в себе познавательный, спортивный и развлекательный формат. Идеи для проведения спортивных праздников с сюжетной линией:
- народные игры. Зимой это могут быть веселые проводы масленицы, летом День детей. Во время национальных праздников малых народов России малышей в игровой форме можно познакомить с традициями коренных народов региона и др.;
- ЗОЖ. Чаще всего устраиваются на День здоровья и предполагают знакомство ребят с главными принципами здорового образа жизни;
- ПДД. Тема актуальна для подготовительных групп. В процессе мероприятия ребенок узнает о правилах дорожного движения, учится правильно переходить дорогу, пристегиваться в автомобиле, распознавать сигналы светофора и т.д. Сам процесс выстраивается в формате участия: «Приключения гномиков в большом городе». Дети сами становятся участниками дорожного движения – водителями, регулировщиками и пешеходами. Или наблюдения: «Помогите Незнайке добраться до детского сада». Второй вариант должен проходить с включениями интерактива: ведущий задает детям вопрос или просит объяснить правила ПДД Незнайке;
- пожарная безопасность. К разыгрыванию сюжетной линии привлекаются действующие пожарные или аниматоры.
Проводятся сюжетные спортивные мероприятия по случаю тематических праздников государственного или местного масштаба.
Творческие спортивные праздники
Формат способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка, формирует умение принимать самостоятельные решения и находить выходы из сложных ситуаций. Творческие мероприятия проводятся по заранее утвержденному сценарию в виде квеста, который включает:
- задачи на сообразительность (вытащить или переместить предмет, найти кратчайший путь);
- подвижные игры с элементами отработанных физических упражнений;
- разгадывание ребусов и загадок, связанных с главной темой мероприятия;
Схема квеста примерная. В зависимости от тематики, состав заданий будет меняться, но соотношение физических и умственных упражнений необходимо сохранить. Проведение творческих физкультурных мероприятий актуально для воспитанников старших и подготовительных групп. Уровень сложности подбирается исходя из уже освоенных детьми навыков и полученных знаний. Таким образом проведение творческого праздника становится своеобразным подведением итогов. Помогает оценить «успеваемость» ребенка, выявить наличие пробелов и скорректировать дальнейшие занятия с учетом полученной информации.
Подготовка и проведение спортивного праздника в детском саду по всем правилам
Проводить спортивные мероприятия в развлекательном формате можно с детьми младшей группы, начиная со второго полугодия. При этом рекомендованная периодичность для малышей составляет 1 раз в месяц, а для детей старшего возраста 1 раз в две недели. По продолжительность спортивные праздники в детском саду не должны превышать 30 минут. В младших группах желательно среднее время можно сократить на 5-10 минут, а по мере взросления детей увеличивать длительность мероприятия до 35-40 минут. При условии, что в этот день нет занятий по физкультуре.
Учитывая быструю утомляемость ребенка в дошкольном возрасте, лучше всего планировать спортивный праздник в детском саду на первую половину дня (после завтрака). Во второй половине дня проведение мероприятий рекомендовано после обеденного сна. Если мероприятие проходит с участием аниматоров, то программу развлечений нужно согласовать с руководством сада. Так как наполнение праздника должно отвечать образовательной программе в сфере физического развития малышей и подходить для определенного возраста. Все задания аниматора должны быть понятны и знакомы ребенку, чтобы их выполнение не вызывало вопросов, а также соответствовало одной из главных целей мероприятия – закрепления освоенных знаний и умений. Кроме того, хорошо спланированный спортивный праздник обязательно отвечает следующим требованиям:
- чередование физических нагрузок и малоподвижных игр;
- включение развлечений на развитие логических способностей;
- веселое музыкальное сопровождение. Музыка должна меняться и соответствовать происходящему. Детские песни для подвижных игр, марши с четким ритмом для построения, легкие инструментальные композиции при смене обстановки и выполнении умственных задач;
- наличие яркого реквизита. Независимо от возраста ребенка привлекают красивые вещи, с которыми игра и занятия станут еще интереснее.
Начать праздник лучше с легких игр на внимание и сообразительность, затем плавно увеличить нагрузку и завершить мероприятие спокойными затеями. Как правило, готовые сценарии с аниматорами выстраиваются по такому же принципу и полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к спортивным досуговым мероприятиям в детском саду. К тому же, такой формат более предпочтителен, так как во время проведения праздника ребенок должен почувствовать смену обстановки. Если на занятии преподаватель может делать замечания и поправлять детей, то во время развлекательной постановки, нельзя оценивать достижения отдельного ребенка и вносить корректировки: «больше старайся», «так неправильно» и т.п. В компании нового персонажа (героя любимого мультика или сказки) детям будет легче раскрыть потенциал и показать свои умения в полном объеме.
Независимо от формата спортивного праздника, дети, принимающие участие в развлекательной программе должны быть одеты и обуты в удобную обувь, поэтому проведение таких мероприятий оговаривается заранее. Также стиль одежды должен соответствовать месту проведения и погодным условиям (на улице или внутри помещения). Лето наиболее благоприятный период для активных игр, но и зима не препятствие веселому и полезному досугу. Напротив, хороший повод для организации подвижных забав на свежем воздухе. Сюжетную линию в этом случае нужно адаптировать под холодные регионы страны. В гости к ребятам может прийти полярный мишка северный олень, пингвин с южного полюса и т.д.
Чего нельзя делать во время организации спортивных праздников в детском саду
Каждый педагог при подготовке мероприятия так или иначе хочет достичь высоких результатов, продемонстрировать успеваемость воспитанников и профессионализм. Поэтому еще на этапе подготовки важно не забывать о том, что досуговые развлечения служат хорошим подспорьем для повторения и демонстрации полученных навыков, но, в первую очередь, направлены на развлечение детей. Основные табу, которых стоит избегать:
- постоянные репетиции. Отработка умений и запоминание последовательности способно любой праздник превратить в обязанность. Необходимость придерживаться строгого порядка держит детей в постоянном напряжении, что не совместимо с понятием веселого досуга;
- стремление оправдать ожидания родителей. Если на мероприятие приглашены взрослые или они принимают участие в конкурсах вместе с детьми, не обязательно устраивать из детского развлечения отчетный концерт для родителей;
- строгое соответствие программе. Если согласно методичке ребенок должен продемонстрировать 2-3 новых умения, это не значит, что во время мероприятия все конкурсы и задачи будут сводиться только к приседанию, бегу или построению шеренги. Однотипные задачи быстро надоедают детям и не стимулируют стремления к участию.
В целях демонстрации хороших показателей нельзя делить группу на успешных и отстающих детей. Во время праздника каждый ребенок должен получить возможность проявить себя. Особое внимание нужно уделить детям с ограниченными физическими возможностями. Если малыш по какой-то причине не может бегать и прыгать наравне с другими детьми, следует найти ему посильное занятие во время спокойных игр или уделить время для демонстрации его уникальных способностей. Каждый ребенок должен почувствовать себя частью команды и получить удовольствие от развлечений.
Способы проведения спортивного детского праздника в ДОУ
Задания для дошкольников, подбираются в зависимости от возраста, а вот сценарный план остается примерно одинаковым на протяжении всего пребывания детей в саду:
- приветствие. Дети выходят на площадку, где к ним обращается ведущий и в свободной форме или с помощью наводящих вопросов рассказывает суть мероприятия;
- общеразвивающие занятия. Это может быть зарядка или комплекс упражнений;
- игровая часть. Дети собирают разбросанные мячики, бегают между расставленными препятствиями, проходят через обручи и т.д.;
- сюрприз. Выходит аниматор в костюме всем знакомого героя;
- тренировка освоенных упражнений. Дети показывают герою, чему научились или выполняют задания вместе с ним;
- спокойные игры от аниматора или воспитателя. Ребята должны разгадать загадки, назвать виды спорта или любимые подвижные игры;
- подведение итогов и прощание.
Пункты можно поменять местами, главное, перед прощанием снять возбуждение и позволить малышам отдохнуть. Для воспитанников средней группы в сценарий уже можно включать соревновательные элементы. Команды старшей группы могут принять участие в эстафетах, а также показать подготовленный заранее номер.
Особого внимания заслуживает выпускная группа. В этом возрасте дети могут не только участвовать в подготовленных для них игровых программах, но и сами взять на себя роль ведущих, показать отрепетированную заранее тематическую постановку, спектакль с элементами спортивных игр или тренировок. Сценки будут носить также познавательный характер. Например, демонстрация ребятами различных видов олимпийского спорта, или традиционных национальных забав.
По времени на приветствие рекомендуется отводить не более 3 минут. Подведение итогов и прощание 5-7 минут. Остальное время отводится на выполнение заданий и развлечения.
Способы оценки достижений команд-участниц
Как и в любых спортивных соревнованиях, к оценке участников должны привлекаться незаинтересованные люди. В качестве судей могут выступать: заведующий, воспитатели других групп, активные родители. Балльную систему при работе с детьми лучше не использовать, заменив ее более понятными для ребенка категориями:
- самые быстрые или ловкие;
- лучшая командная игра;
- первенство в умении ориентироваться и т.д.
Не забывайте отмечать и такие качества, проявленные детьми, как:
- старательность;
- физическая подготовленность;
- умение приходить на помощь другому ребенку;
- соблюдение установленных правил и др.
Решение относительно общей оценки соревнований должно формироваться на основании всех перечисленных баллов, без выделения приоритетов.
Поощрения и награждение участников
У детей праздник всегда ассоциируется с подарками и спортивное мероприятие не должно быть исключением. Особенно если речь идет о соревнованиях, в конце которых необходимо выбрать победителей или огласить результаты ничьей. Небольшие сюрпризы от сада или закупленные родителями раздаются каждому ребенку, независимо от степени его участия и победы. Если награждение выделено в отдельную часть, проводят его под торжественную музыку. Когда досуговое мероприятие проходит в более свободном и развлекательном формате, незамысловатые сюрпризы выдает ведущий после коллективного разгадывания загадок или проведения конкурсов. В качестве поощрительного подарка можно использовать:
- спортивные предметы. Мячи, скакалки, обручи, ракетки и другой инвентарь;
- тематические игрушки. Если мероприятие проводится по случаю народного или государственного праздника и кроме спортивных соревнований включает познавательную программу, хорошим завершением станет вручение тематических фигурок, игрушек, значков;
- сладкие подарки. Шоколадные медали или имбирные пряники. Вкусная награда всегда поднимает настроение;
- распечатанные грамоты, пластиковые кубки и т.д.
Также команды могут получить один общий подарок для своей группы. Это может быть настольная игра, интерьерные украшения, инвентарь для игр на улице и др. Такой подарок поможет разнообразить повседневный досуг ребенка, станет предметом гордости и повысит интерес воспитанников к детскому саду.